Понедельник, 14.10.2019, 17:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Государственное учреждение образования"Средняя школа №1 г.п. Хотимска"



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Страница психолога

10 СЕНТЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ САМОУБИЙСТВ

Проблема суицидального поведения современной молодежи

Особое место занимает так называемый подростковый суицид, или, как говорит медицина, «пубертатный суицид», т.е. в период полового созревания. Наиболее опасный для суицида возраст - около 30 лет - стал уменьшаться до 24 и даже 15 лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель «помолодевшего» суицида. К таким поступкам часто несовершеннолетних подталкивают семейные конфликты и неблагополучие, боязнь насилия со стороны взрослых, конфликты с одноклассниками, друзьями, чёрствость и безразличие окружающих. Подростки, решившиеся на самоубийство делали это для того, чтобы… обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы, и протестовали, таким образом, против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых.

Существует ряд причин, которые встречаются у подростков-суицидентов наиболее часто. Каждый случай суицида - индивидуален, и равнять их по одной линейке никак нельзя, но некоторые общие тенденции, присущие именно подростковым и детским суицидам, все же существуют. И, надо сказать, они в значительной мере отличаются от причин, по которым добровольно уходят из жизни взрослые люди.

  • Любовь

Романтически настроенные юноши и девушки, испытавшие первое разочарование в любви, имеют высокую склонность к суициду. Причем, чаще всего они театрально обставляют свое самоубийство, долго его планируют, продумывают предсмертные записки, и особенно заботятся о том, чтобы после смерти их тела выглядели красиво. Нередко способы самоубийства копируются из художественной литературы и фильмов.

  • Родители

Невнимание со стороны родителей или же конфликты с ними чаще всего являются причиной именно детских суицидов. Самоубийства такого рода часто являются случайными, например, когда ребенок хочет только напугать маму, чтобы она обращала на него больше внимания, но в результате, не рассчитав вреда, наносимого себе, погибает. Поэтому в данном случае психологическую работу следует вести не с детьми, поступки которых являются в какой-то мере зеркалом, отражающим поведение их отцов и матерей, а с самими родителями.

  • Учеба

Учебный процесс и сложности, связанные с ним - достаточно распространенная причина самоубийства. Особенно часто встречается она у студентов, обучающихся точным наукам и осваивающих технические специальности (особенно часто - студенты физико-математических институтов, будущие программисты, генетики, химики и т.д.). Такие подростки, как правило, имеют высокий и очень высокий коэффициент интеллекта, и это делает их в некоторой степени изгоями среди сверстников.

  • Мода и подражание

Возможно, это покажется диким и странным, но в последнее время самоубийство, особенно групповое, у молодых людей вошло в моду. Вообще стоит сказать, что массовая культура современности всячески способствует этой «смертельной моде». Создается бесчисленное множество кинофильмов и книг где кто-то убивает себя, по какой-то неизвестной причине, приобретает ранг непризнанного гения, и вызывает у подростков желание следовать его примеру.

  • Одиночество

Чувство одиночества - весьма частая причина суицидальных попыток и завершенных суицидов у подростков. Одиночество коренится глубоко в психике неуверенных в себе, замкнутых и ранимых молодых людей. За этим чувством тянется постоянная мысль о том, что никто не способен понять подростка, и что с ним вообще что-то «не так». Подростки становятся изгоями и объектами для насмешек, что, конечно, тоже играет немалую роль в решении ребенка или подростка добровольно уйти из жизни.

  • Психические заболевания и расстройства личности

Отклонения в психике человека могут вызвать суицидальное поведение. Опасность суицида является одной из основных причин принудительного направления в клинику больных аффективными психозами или иными тяжелыми психическими расстройствами.

  • Другие причины

Самоубийства, связанные с неизлечимыми заболеваниями, неполноценностью, уродствами. Как правило, у подростков формируется крайне болезненное отношение как к своей внешности, так и к внешности сверстников. И врожденные уродства, неизлечимые болезни, любая неполноценность могут опять же вызвать осуждение и издевки со стороны сверстников. Самоубийства, связанные с причастностью подростка к религиозным сектам. Подростки, ищущие себя, нередко попадают в сети религиозных сект. Все эти причины могут выступать в различных комбинациях, или даже выступать все вместе, но в менее выраженных формах (то есть, генеральной причины нет, есть множество беспокойств, которые, накапливаясь, подводят подростка к краю бездны).

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые! Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью.

Профилактика депрессий у подростков

В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители.

Памятка для родителей

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. Помогите своему ребенку избежать депрессии. Что можно предпринять?

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться  в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Признаками эмоциональных нарушений являются:
— заметная перемена в обычных манерах поведения человека;
— потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
— частые жалобы на соматическое недомогание (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
— необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
— постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
— ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
— уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку
— нарушения внимания со снижением качества выполняемой работы;
—погруженность в размышления о смерти;
—отсутствие планов на будущее («Почему это должно меня беспокоить? Ведь завтра я могу умереть»);
— внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;— приобщение к алкоголю или наркотикам или усиленное их потребление.
Словесные заявления:
— «Ненавижу жизнь»;
— «Они пожалеют о том, что они мне сделали»;
— «Не могу больше этого вынести»;
— «Я покончу с собой»;
— «Просто жить не хочется»;
— «Никому я не нужен»;
— «Это выше моих сил».

  Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого – уже, поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью!

  Чтобы предотвратить намерения подростка покончить с собой, необходимо вовремя заметить изменения, определить уровень риска для совершения им самоубийства и использовать все необходимые возможности для его предотвращения.
Иногда для спасения человека бывает достаточно всего одного ласкового слова.
Дать почувствовать потребность любви. Для того, чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе.

Потребность любви – это:

– потребность быть любимым;

– потребность любить;

– потребность быть частью чего-то.

Если эти три "потребности” присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.

 

В рамках месячника по предотвращению самоубийств, среди детей и подростков проводятся мероприятия, такие как беседы, лекции, консультация, а так же занятия для подростков. Одно из занятий, цель которого создания благоприятных условий для работы группы, снятия напряжения, раскрепощения и создания высокого эмоционального подъема. Возможность усвоить, что проблемы, равно как и благоприятные обстоятельства нередко создаем себе сами.

   

   

   В рамках информационно – просветительской акции: «Будь здоров подросток!» педагог-психолог провела занятие в 6 «Б» классе « Факторы риска здоровья »

    Цель занятия: формирование умения распознать ситуации и факторы риска для здоровья и противостоять им.

  

      Акция «Дом без насилия» начинается в Беларуси 15 апреля

   «Насилие в семье — умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания».

 

    Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

 

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

 

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера
со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

   1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

   2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

   3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.

 

Адреса и телефоны, куда можно обратиться за помощью

Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия — 8 801 100 8 801 (время работы с 8.00 до 20.00, звонок со стационарного телефона бесплатно);

  • Круглосуточная линия по фактам семейного неблагополучия и насилия в отношении детей (г. Минск) — (8017) 372 73 87;
  • Помощь жертвам насилия в рамках программы «ЛаСтрада» —
  • 8(029) 645 31 65 (время работы с 9.00 до 21.00);
  • Милиция – 102 (круглосуточно).

Чтобы предотвратить уходы подростков из дома, родителям необходимо:

 

   1. Не допускайте, чтобы споры перерастали в словесные битвы. Большинство угроз, связанных с побегами, являются последним аргументом ребенка в жарком споре с родителями. Поэтому старайтесь не спорить до такой степени, когда вы и ребенок запугиваете друг друга.

   2. Никогда прямо или косвенно не предлагайте побег из дома как один из вариантов решения проблемы. Не провоцируйте ребенка на побег из дома и не попрекайте его неспособностью жить вне семьи. Объясняйте, что хотите, чтобы он жил вместе с вами, потому что любите его, не потому что должны заботиться о нем.

   3. Всегда принимайте всерьез любую угрозу ребенка относительно побега из дома. В подавляющем большинстве ситуаций ребенок, угрожающий убежать, не может покинуть свой дом. Просто он чувствует себя отвергнутым или не совсем комфортно у себя дома. Угроза убежать, в сущности, выражает потребность в признании, любви и благосклонном отношении. Если не обратить внимания на эту угрозу, то подросток может не только почувствовать себя вдвойне отвергнутым, но и ощутить двойную решимость совершить побег или сделать что-то нехорошее. Поэтому никогда не высмеивайте, не отрицайте и всегда воспринимайте всерьез угрозу побега. Немедленно сообщите ему спокойно и твердо, что не хотите этого побега, что это будет большим несчастьем для вас, и вы сделаете все возможное, чтобы этого не случилось.

   4. Предложите ребенку другие пути решения. Когда ребенок откровенно высказывает угрозу побега, спросите, нет ли другого выхода из этой проблемы. Если у него нет альтернатив, нужно дать ему возможность побыть некоторое время отдельно от семьи, посетить какого-нибудь родственника.

   5. Без колебаний начинайте предпринимать меры, когда увидите, что побег произошел. Часто родители думают, что пройдет время, ребенок остынет и вернется. Эта тактика основана на благих намерениях, но все же рискованна. Каждую минуту, когда ребенок думает, что за него никто не беспокоится, его переполняют отрицательные эмоции. Некоторые добровольно возвращаются домой, но они подвергают себя большой опасности. Так что нужно сразу начинать действовать.

   6. Когда ребенок вернется домой, выразите свою любовь к нему и радость, что он вернулся. Убедите вашего ребенка, что он нужен вам независимо от того, какие проблемы возникли в ваших отношениях.

   7. При любой возможности старайтесь избегать наказания ребенка за побег из дома. Наиболее вероятно, что он будет чувствовать смущение от того, что ему не удалось остаться самостоятельным, и сожаление, что вам пришлось переживать за него. Расценивайте такую обстановку как сигнал, что с вашей стороны необходимо больше уделять внимания ребенку, и ищите подходы.

Поддержка ребенка

   Соблюдайте основные принципы:

   Поддерживайте всё позитивное в ребёнке. Ваш ребёнок должен с любовью и уважением относиться к самому себе.

Всегда с пониманием и симпатией прислушивайтесь к тому, что говорят ваши дети. Акцентируйте внимание на чувствах и переживаниях. Понимание чувств ребёнка – путь к ненасильственному разрешению проблем.

Сотрудничайте с детьми. Решайте любую проблему с ребёнком как с равноправной и равноценной личностью.

 

      Придерживайтесь следующих правил:

- Общаясь с ребёнком, всегда говорите о конкретных ситуациях, поступках. Не давайте оценку личности, характеру ребёнка. Категорически избегайте диагноза и прогноза его судьбы.

- В центре ваших высказываний должны находиться чувства, эмоции, переживания. Применяйте «зеркальное» отражение чувств ребёнка, покажите, что вы понимаете его. Научите ребёнка узнавать, понимать, выражать и оценивать свои собственные чувства.

- Если вы что-то требуете от ребёнка, не оставляйте его наедине с проблемой, скооперируйтесь с ним. Опишите ситуацию, расскажите, чего вы ждёте от ребёнка, предложите возможные способы разрешения проблемы. Пусть ребёнок сам выберет решение из альтернативных действий.

 

   Поощряя и наказывая ребёнка, способствуйте его личностному росту.

Наказание применяйте только в виде запрещения. Физические наказания исключены, так как развивают у ребёнка агрессивность, тревожность, неуверенность в себе. Поэтому лучше, зная ребёнка, прогнозировать его поведение и предупреждать нежелательные поступки. Запрещения должны быть конкретно сформулированы и строиться по схеме:

- сообщите ребёнку, что вы понимаете его чувства, желания;

- опишите его действия;

- скажите о запрете чётко и понятно;

- предложите альтернативы взамен запрещаемого;

- дайте ребёнку знать, что вы понимаете его негативные чувства и реакции, связанные с запретом.

Наказание эффективно, когда ребёнок осознаёт свои ошибки.

 

             ОСНОВНОЙ СПОСОБ ПООЩРЕНИЯ - ПОХВАЛА.

 

    Помните, что хвалить ребёнка нужно:

- оценивая, как и что он сделал, сколько усилий приложил, что чувствовал;

- не сравнивая ребёнка с другими детьми;

- позволяя ребёнку самому оценить себя.

Не связывайте материальное поощрение с конкретными достижениями ребёнка, его послушанием. Ребёнок должен чувствовать, что новая покупка, подарок – не плата за что-то, а свидетельство родительской любви и заботы.

Если в ваших отношениях с детьми не всё гладко, не отчаивайтесь: многие родители переживают трудности в воспитании. Не пытайтесь сразу обвинить ребёнка. Возможно, причина вашего недовольства не в нём, а в вас, в вашем восприятии его поведения.

 

ПОПРОБУЙТЕ ИЗМЕНИТЬСЯ САМИ!

РАЗВИВАЙТЕСЬ ВМЕСТЕ С ВАШИМИ ДЕТЬМИ!

Наказание в семье

    Большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Но, тем не менее, многие способны поднять руку на своего ребенка или не отрицают такой возможности.

В чем причина такого раздвоения?

Первое. Воспитание дело очень сложное. «Уж не от того ли, - писал А.И. Герцен, - истязают детей, а иногда и больших, что их так трудно воспитывать, а сечь так легко?» Не мстим ли мы наказанием за свою неспособность».

Второе. Родители могут исходить из собственного жизненного опыта, дескать, в детстве меня били, но ведь я стал человеком.

Третье. Многие родители считают, что ребенок их собственность, и они вправе делать все, что им захочется.

Для того чтобы родители отказались категорически от насилия, необходимо напомнить им некоторые научные истины.

  • Побои - не метод воспитания. Пощечинами и пинками морали не научишь, с их помощью ничего не добьешься.
  • Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека.
  • Телесные наказания непедагогичны и неэффективны. Многочисленные исследования показали, что телесные наказания не являются действенным методом воспитания и вызывают только ответную жестокость.
  • Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребенка они ничему не учат. Они только унижают, оскорбляют и раздражают его.
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Copyright MyCorp © 2019